Введение
Исскуство живописи
Портреты
Русский импрессионизм

АФИША
Выставка
Марк Ротко: в неведомый мир
Живопись, графика
Выставочный зал Центр современной культуры «Гараж»,
пт 23 апреля — сб 14 августа
(495) 645 05 20, Образцова, 19а

Прошедшие выставки


ХУДОЖНИКИ
Эдгар Дега
Фредерик Базиль
Мэри Кассат
Эдуард Мане
Клод Моне
Берта Моризо
Камиль Писсарро
Пьер Огюст Ренуар
Альфред Сислей
Поль Гоген
Винсент Ван Гог
Энри Тулуз-Латрек
Поль Сезан
Гюстав Кайбот
Арман Гийомен
Андерс Цорн
Жорж Пьер Сера
Мари Бракемон


 
 
Художник с одним названием

В здании Третьяковки на Крымском Валу открылась выставка "Дмитрий Мочальский. Романтик соцреализма", приуроченная к столетию советского академика, самой знаменитой картиной которого стала курьезная "Они видели Сталина". Ничего более выдающегося, чем эта вещь, на ретроспективе не разглядела МИЛЕНА Ъ-ОРЛОВА.

Чтобы попасть на выставку Дмитрия Мочальского (1908-1988), надо пройти через залы постоянной экспозиции искусства XX века — те, в которых висят самые мощные советские художники — Дейнека, Пименов, Самохвалов, Лабас. Соседство, прямо скажем, не слишком выигрышное, если не сказать убийственное. Хотя Дмитрий Мочальский и учился в 20-е годы во всяких правильных местах — и у Петрова-Водкина (на выставке есть ученический рисунок, поправленный автором "Купания красного коня"), и у Малевича, чьим супрематизмом переболел как насморком, да и Дейнеку уважал, но в результате по своему дарованию и темпераменту оказался не в авангарде советского искусства, а в том многочисленном обозе традиционных живописцев, которые больше оглядывались назад, на жанристов-передвижников XIX века.

Именно в лучших традициях умильных бытовых сценок исполнена и картина 1949 года "Возвращение с демонстрации (Они видели Сталина)" — стайка румяных шаловливых детишек как будто срисована с дореволюционной рождественской открытки, и только пионерские галстуки на тонких шейках да красные знамена напоминают, что речь идет не о елке, а о демонстрации. Не удивительно, что когда-то эта вещь в Третьяковке пользовалась таким успехом у народа, что вошла в поговорку, как решетниковская "Опять двойка" или пластовский "Фашист пролетел". Даже военные мотивы у Мочальского, побывавшего на фронтах Великой Отечественной, не лишены бытовой занимательности, плохо стыкующейся со стремлением следовать канону большого исторического полотна. Так, неуместный комический эффект вызывает картина "Зоя" (1947 год) с вышагивающей босиком по снегу партизанкой-героиней, написанная с очевидным подражанием "Боярыне Морозовой".

Свою тему Дмитрий Мочальский обрел уже в зрелом возрасте, отправившись в середине 1950-х в степи Казахстана вслед за покорителями целины. Именно к этому циклу работ относится, по-видимому, вынесенное в заголовок выставки определение "романтик соцреализма". Художник честно старался представить студенчески-общажную жизнь в палатках у костра или коммунально-семейную в свежепостроенных бараках в радужных красках робкого импрессионизма, но его бытописательское усердие портит идиллическую картину — то на первый план вылезет убогая брезентовая раскладушка, то корявость грубо сколоченного стола, оказавшегося главным героем сразу нескольких композиций. Но Мочальский все-таки первым вспахал художественную целину, на которой потом вырос и "суровый стиль", и "деревенщики". Многие звезды советской оттепели учились в Суриковском у Мочальского — и Николай Андронов, и Виктор Попков, и братья Ткачевы, и Владимир Стожаров. Он преподавал там пятьдесят лет — с 1937 года, тихо воюя, как следует из опубликованных в каталоге выставки выдержек из дневников, то с герасимовцами (""Бандитами легче руководить, чем художниками"",— сказал мне Александр Герасимов"), то, уже гораздо позже, с глазуновцами ("В искусстве блаженствуют пройдохи — Шилов, Глазунов, Налбандян"), пережил разнос Хрущева на выставке "30 лет МОСХа" в 1962 году — в качестве председателя МОСХа и умер в 1988 году прямо в деканате. Но по законам жанра в истории осталась даже не картина, а одно название — "Они видели Сталина".

 

Copyright © 2007-2008


Rambler's Top100