Введение
Исскуство живописи
Портреты
Русский импрессионизм

АФИША
Выставка
Марк Ротко: в неведомый мир
Живопись, графика
Выставочный зал Центр современной культуры «Гараж»,
пт 23 апреля — сб 14 августа
(495) 645 05 20, Образцова, 19а

Прошедшие выставки


ХУДОЖНИКИ
Эдгар Дега
Фредерик Базиль
Мэри Кассат
Эдуард Мане
Клод Моне
Берта Моризо
Камиль Писсарро
Пьер Огюст Ренуар
Альфред Сислей
Поль Гоген
Винсент Ван Гог
Энри Тулуз-Латрек
Поль Сезан
Гюстав Кайбот
Арман Гийомен
Андерс Цорн
Жорж Пьер Сера
Мари Бракемон


 
 
Русский импрессионизм

Сложившееся на русской почве на рубеже 19-10 веков художественное явление, получившее название "русский импрессионизм", имеет ярко выраженную национальную специфику и во многом не совпадает с хрестоматийными представлениями об импрессионизме классическом, рожденном во Франции XX века.

Работы русских импрессионистов - от Игоря Грабаря, Константина Коровина и Паоло Трубецкого до плеяды менее именитых художников - сегодня пользуются любовью зрителей и спросом покупателей. Однако многие наверняка не помнят или не знают о мрачном периоде советской истории середины 20 века, когда импрессионизм был объявлен "формалистическим течением" и говорить об этом методе в творчестве того или иного художника означало обвинить его в опасной ереси. Тем не менее, традиции московской школы живописи, в начале 20 столетия ставшей колыбелью русского импрессионизм, сохраняло не одно поколение отечественных художников. Работа в таком ключе, с интересом к цвету и фактурной живописи, стала "знаком максимально возможной в то время творческой свободы и независимости", отметил Морозов.

"Особое чувство радостного восприятия жизни, умение увидеть поэтическое в будничном, необычное в обыденном" отличало Сергея Герасимова и Аркадия Пластова, Алексея Грицая и Василия Нечитайло в 1930-50 годы, Виктора Иванова, Владимира Стожарова, Ефрема Зверькова - в 1950-60 годы. Даже те художники, чьи имена стали символом официозного соцреализма - Кукрыниксы или Александр Герасимов, - тоже прибегали к живописным методам импрессионистов, подчеркнул искусствовед. Да и сам Союз художников СССР, образованный в 1932 году, в немалой степени был генетически связан со своим предшественником из России "царской".

Материал выставки гораздо шире - хронологически она охватывает более полувека. Союз русских художников /СРХ/ был основан в феврале 1903 года слиянием группировок "36 художников" и "Мир искусства". В число инициаторов создания СХР входили Аполлинарий Васнецов, Михаил Нестеров, Абрам Архипов, Михаил Врубель, Илья Остроухов, Леонид Пастернак. Цели ставились и тактические - содействовать распространению произведений русского искусства, и стратегические - объединить новаторские силы в искусстве, противопоставив их позднему передвижничеству и академизму.

"Выставки Союза - самые замечательные и интересные из всех ежегодных обзоров в русской живописи", - писал тогда авторитетный художественный критик Павел Муратов.

Среди участников СРХ немало знаменитостей Петербурга и Москвы: Константин Коровин и Валентин Серов, Александр Бенуа и Анна Остроумова, Паоло Трубецкой, Николай Рерих и Александр Головин. В объединивший свыше 200 художников Союз влились и другие, в ту пору менее известные мастера - Анна Голубкина, Виктор Борисов - Мусатов, Сергей Коненков, Константин Юон, Игорь Грабарь. Каждый год Союз устраивал "выставки национальной русской живописи" в обеих столицах; попали в его орбиту также Киев и Калуга. В Москве "союзники" выставлялись в самых престижных залах: в Строгановском училище, Литературно - художественном кружке и Художественном салоне на Большой Дмитровке, Училище живописи, ваяния и зодчества. По отзывам современников, на этих выставках было объединено "все свежее, новое, оригинальное и смелое", что существовало в русском искусстве. Вплоть до 1924 года СРХ собирал в свои ряды крупных и значимых художников Москвы и Петербурга - Петрограда.

На международной арене члены Союза были не менее активны, неизменно участвуя в крупнейших международных выставках - в Дюссельдорфе /1904, Венеции /1907/, Мюнхене /1909/, Риме /1911/ и других городах - и привозя оттуда медали.

СРХ сыграл важную роль в развитии отечественного искусства и художественного рынка в России, хотя в 1910 году он расколся - Союз покинуло "петербургское крыло". Благодаря деятельности объединения в Рязани, Екатеринославе, Вятке, Ростове - на - Дону, Ярославле возникли художественные музеи. Союз русских художников оставил след во многих сферах культуры: археологии и реставрации, литературе и музейном деле, в сфере руководства художественными учреждениями, в становлении советской художественной школы.



Импрессионизм

Русские импрессионисты

 

Copyright © 2007-2008


Rambler's Top100