В начале 20-го века многие художники писали куртизанок. Однако сам Эдгар Дега очевидной фривольности своих работ стеснялся. И потому далеко не все знали о его тайном увлечении. Только близкие друзья. Один из них - коллекционер Воллар собрал все четыре книги-монотипии и позаботился об их судьбе.
Поскольку, сам Дега, когда делал иллюстрации к "Семье Кардиналь", мечтал, чтобы они были выполнены в технике офорта, то Воллар очень долго искал гравера, чтобы передать ощущение от монотипии, это очень сложно.
После смерти Дега его брат уничтожил 70 листов. Боялся, что фривольный контекст монотипий будет порочить честное имя художника. Осталось только 4 книги с монотипиями. Все они были переведены в офорты.
Сам Дега нарочито небрежно относился к своему увлечению. Называл это "почеркушками", искусствоведы же дают другие оценки. Работы уникальны и имеют культурологическую ценность. Весомости придает и тот факт, что офорты с монотипий Дега - редкость. Сами монотипии были утеряны, а офорты разбросаны по всему миру и находятся в частных коллекциях.
Сегодня только в двух музеях России можно любоваться работами Дега-графика. Это Пушкинский музей изобразительных искусств и кировский музей имени братьев Васнецовых.
|