Андрей Никулин принадлежит к блистательной плеяде первых алтайских художников. Вместе с Григорием Гуркиным, Алексеем Борисовым, Михаилом Курзиным и другими мастерами он стоял у истоков профессионального искусства Алтая начала ХХ века.
Никулину более чем другим подходит эпитет первый. Он был первым барнаульским художником, в Барнауле прошло его детство и юность, благодаря барнаульцам, собравшим необходимую сумму денег на стипендию молодому художнику, Никулин получил прекрасное художественное образование сначала в Петербурге в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, затем в Париже в знаменитой академии Рудольфа Жульена.
Он пишет Париж, город своей юношеской мечты, подобно знаменитым французам Камилю Писсаро и Эдуарду Мане. Это те же мотивы: набережные и бульвары, мосты и парки, уличные кафе и лодочные станции при различном освещении, то с резкими тенями в солнечный день, то в вечернем тумане с расплывающимся светом уличных фонарей. Импрессионизм для Никулина – это не просто сумма приемов, стилевая манера. Это особая философско-поэтическая концепция.
Первая персональная выставка живописца состоялась в Барнауле в 1908 году. Он стал первым художником, привезшим в Сибирь завоевания французского импрессионизма. Его работы на выставках пользовались неизменным успехом и в Барнауле, и в Томске, и в Саратове, где художник преподавал в Боголюбовском рисовальном училище, и в Петербурге, и в Москве, и в Мюнхене.
В те годы известный московский критик Сергей Глаголь писал в журнале «Искусство»: «На выставке «Свободное творчество» интересен только Никулин, влюбленный в голубые просторы Алтая».
Никто, кроме Андрея Никулина, не умел так поэтично, так возвышенно и так патетично средствами живописи поведать о красоте Алтая, о его реках и водопадах, заснеженных вершинах, залитых солнцем долинах. Он первым напишет алтайские пейзажи в импрессионистической манере. Все алтайские работы Никулина наполнены солнцем. Он мастерски пишет воду, искрящуюся под этим солнцем радужными переливами брызг.
В 1924 году художник уезжает в Москву. В столице он связал свою творческую жизнь с кино. Он участвует в оформлении всех картин, выпускаемых «Мосфильмом» в те годы. Самые известные из них: «Новый Гулливер» (1935), «Тринадцать» (1937), «Руслан и Людмила» (1938), «Василиса Прекрасная» (1940), «Конек-Горбунок» (1941), «Кощей Бессмертный» (1944). Натурные съемки последних трех фильмов происходили на родине художника, недалеко от Барнаула, около станции Озерки.
В 1944 году за творческие за заслуги в области киноискусства А.О. Никулину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.13 сентября 1945 года художника не стало.
Благодаря подвижнической деятельности сотрудников музея около ста работ художника хранятся в нашем собрании. Их в разные годы передали живущие в Москве, Саратове, Барнауле – ученики художника, сохранившие рисунки, картины и уникальный архив своего учителя. Впервые на выставке нашему зрителю мы показываем ранее неизвестные работы художника, выполненные в Москве и на Кавказе. В 2002 году 24 работы мастера поступили в музей из коллекции семьи Казанцевых - родственников А.О. Никулина. Вызывает огромное уважение бескорыстное решение владельцев коллекции расстаться с работами и принести их в дар Барнаулу.
|