Введение
Исскуство живописи
Портреты
Русский импрессионизм

АФИША
Выставка
Марк Ротко: в неведомый мир
Живопись, графика
Выставочный зал Центр современной культуры «Гараж»,
пт 23 апреля — сб 14 августа
(495) 645 05 20, Образцова, 19а

Прошедшие выставки


ХУДОЖНИКИ
Эдгар Дега
Фредерик Базиль
Мэри Кассат
Эдуард Мане
Клод Моне
Берта Моризо
Камиль Писсарро
Пьер Огюст Ренуар
Альфред Сислей
Поль Гоген
Винсент Ван Гог
Энри Тулуз-Латрек
Поль Сезан
Гюстав Кайбот
Арман Гийомен
Андерс Цорн
Жорж Пьер Сера
Мари Бракемон


 
 
Первый сибирский импрессионист (к 130-летию со дня рождения А.О. Никулина)

Андрей Никулин принадлежит к блистательной плеяде первых алтайских художников. Вместе с Григорием Гуркиным, Алексеем Борисовым, Михаилом Курзиным и другими мастерами он стоял у истоков профессионального искусства Алтая начала ХХ века.

Никулину более чем другим подходит эпитет первый. Он был первым барнаульским художником, в Барнауле прошло его детство и юность, благодаря барнаульцам, собравшим необходимую сумму денег на стипендию молодому художнику, Никулин получил прекрасное художественное образование сначала в Петербурге в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, затем в Париже в знаменитой академии Рудольфа Жульена.

Он пишет Париж, город своей юношеской мечты, подобно знаменитым французам Камилю Писсаро и Эдуарду Мане. Это те же мотивы: набережные и бульвары, мосты и парки, уличные кафе и лодочные станции при различном освещении, то с резкими тенями в солнечный день, то в вечернем тумане с расплывающимся светом уличных фонарей. Импрессионизм для Никулина – это не просто сумма приемов, стилевая манера. Это особая философско-поэтическая концепция.

Первая персональная выставка живописца состоялась в Барнауле в 1908 году. Он стал первым художником, привезшим в Сибирь завоевания французского импрессионизма. Его работы на выставках пользовались неизменным успехом и в Барнауле, и в Томске, и в Саратове, где художник преподавал в Боголюбовском рисовальном училище, и в Петербурге, и в Москве, и в Мюнхене.

В те годы известный московский критик Сергей Глаголь писал в журнале «Искусство»: «На выставке «Свободное творчество» интересен только Никулин, влюбленный в голубые просторы Алтая».

Никто, кроме Андрея Никулина, не умел так поэтично, так возвышенно и так патетично средствами живописи поведать о красоте Алтая, о его реках и водопадах, заснеженных вершинах, залитых солнцем долинах. Он первым напишет алтайские пейзажи в импрессионистической манере. Все алтайские работы Никулина наполнены солнцем. Он мастерски пишет воду, искрящуюся под этим солнцем радужными переливами брызг.

В 1924 году художник уезжает в Москву. В столице он связал свою творческую жизнь с кино. Он участвует в оформлении всех картин, выпускаемых «Мосфильмом» в те годы. Самые известные из них: «Новый Гулливер» (1935), «Тринадцать» (1937), «Руслан и Людмила» (1938), «Василиса Прекрасная» (1940), «Конек-Горбунок» (1941), «Кощей Бессмертный» (1944). Натурные съемки последних трех фильмов происходили на родине художника, недалеко от Барнаула, около станции Озерки.

В 1944 году за творческие за заслуги в области киноискусства А.О. Никулину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.13 сентября 1945 года художника не стало.

Благодаря подвижнической деятельности сотрудников музея около ста работ художника хранятся в нашем собрании. Их в разные годы передали живущие в Москве, Саратове, Барнауле – ученики художника, сохранившие рисунки, картины и уникальный архив своего учителя. Впервые на выставке нашему зрителю мы показываем ранее неизвестные работы художника, выполненные в Москве и на Кавказе. В 2002 году 24 работы мастера поступили в музей из коллекции семьи Казанцевых - родственников А.О. Никулина. Вызывает огромное уважение бескорыстное решение владельцев коллекции расстаться с работами и принести их в дар Барнаулу.

 

Copyright © 2007-2008


Rambler's Top100